К Украине — как к низшему сорту?

SwissportBRU

 

Компания Swissport International: в Европе – экономия на персонале, а у – то, что европейцы называют «блэк-меил»

Начнем с последнего – незнакомого для читателя словосочетания. Языком современного бизнеса это означает что-то очень похожее на шантаж. А теперь, собственно, к теме нашего разговора. Деятельность любого пассажирского аэропорта невозможно представить без хэндлинговых компаний, которые обслуживают пассажиров и авиакомпании в аэропортах — от посадки до взлета воздушного судна.

Одним из лидеров мирового рынка хэндлинговых услуг является швейцарская компания Swissport International Ltd., которая обслуживает 118 млн. пассажиров и 3,5 млн. тонн багажа в год в интересах 650 компаний-клиентов. 40 тысяч сотрудников Swissport работают в 181 аэропортах 37 стран мира на 5 континентах. Однако даже признанный лидер отрасли порой предстает в нелицеприятном обличье.

Март 2012 года. 150 работников Swissport International Ltd. из аэропорта Стэнстэд (возле Лондона) провели забастовку. Причина – снижение зарплаты, а также уменьшение и без того не особо щедрого соцпакета. Причем, бастовавшие заявляли, что об ухудшении оплаты труда они не были предупреждены заблаговременно, как того требует коллективный договор.

Май 2013 года. 400 грузчиков Swissport International Ltd., обслуживающие половину авиарейсов в аэропорту Брюсселя, объявили забастовку. Позже к забастовке присоединился весь брюссельский персонал Swissport. Такие услуги, как уборка самолетов, сопровождение пассажиров, регистрация, посадка, оформление багажа перестали предоставляться. Акция продлилась четыре дня и привела к отмене 200 авиарейсов. Из-за забастовки в аэропорту Брюсселя скопилось порядка 20 тысяч единиц багажа.

Госсекретарь Бельгии М.Ватле, отвечающий за работу транспортной отрасли, совместно с руководством авиакомпании Brussels Airlines в экстренном порядке предпринял меры для возобновления работ по разгрузке и погрузке багажа в аэропорту. У бастующих грузчиков Swissport было изъято оборудование, а им самим был закрыт доступ на летное поле. Тем, кто пытался блокировать инфраструктуру, грозили существенные денежные штрафы. Brussels Airlines временно погружала и разгружала багаж собственными силами, мобилизовав для этого своих сотрудников. Эта забастовка обошлась в несколько миллионов евро авиакомпаниям, а самому терминалу в 1 миллион. Прекратилась она после намека Brussels Airlines, что сотрудничество со Swissport International Ltd. может скоро закончиться. Намек был воспринят, Swissport пошла на попятную в отношениях со своим работниками.

В чем состояли причины широкомасштабной акции протеста? Стоит ли винить в этом рядовых сотрудников Swissport? Скорее, не стоит. Они протестовали против ухудшения условий работы, нехватки персонала, намерения руководства ввести для них 11-часовой рабочий день. Судите сами: 3-4 грузчика Swissport были вынуждены на протяжении рабочего дня разгружать багаж двух-трех десятков средне-магистральных Боинг 737-800, в каждом из которых порядка 250-300 багажных мест. Причем, средний вес чемодана — 22 кг. Так вести себя мог только монополист.

Несмотря на подписание согласительного протокола между профсоюзом и дирекцией Swissport, грузчики компании еще два дня после окончания забастовки отказывались возобновить работу, сомневаясь, что их требования будут удовлетворены. Их сомнения были небезосновательны.

Лето 2013 года. Аналогичная ситуация сложилась в Испании. Забастовка работников Swissport International Ltd., которые занимаются обслуживанием багажа длилась с июня по август и затронула аэропорты Барселоны, Валенсии, Малаги, Альмерии, Хереса, Аликанте. Персонал протестовал против постоянных изменений в графике работы. А самое главное, сотрудники Swissport не хотели мириться с низкими зарплатами, которые давно не корректировались.

В официальном заявлении руководства Swissport International Ltd. содержались обвинения в адрес профсоюзов. Но тот факт, что в ряде испанских аэропортов сотрудники Swissport бастовали и ранее, в ноябре 2012 года, говорит о том, что руководство относилось к их требованиям и интересам без особого внимания. Прошедшая летом 2013 года забастовка, произошла именно потому, что руководство Swissport не выполнило договоренности, достигнутые в ходе переговоров в ноябре 2012-ого.

Октябрь 2013 года. Работники наземного аэропортового обслуживания Swissport International Ltd. провели широкомасштабную забастовку в ряде британских аэропортов – Стэнстэд, Гэтвик, Манчестер. Причина – решение руководства заморозить заработную плату на уровне апреля 2012 года, что полностью игнорировало рост цен в стране. Показательно, что за проведение забастовки проголосовало 94% работников Swissport в этих аэропортах.

В практически родном для Swissport International Ltd. аэропорту Женевы ее сотрудники тоже периодически проводят забастовки. Местному «стачечному движению» пошел уже пятый год. Причина все та же – чрезмерная экономия на людях. Для примера, зарплата аэропортовых работников Swissport в Женеве в 2010 году была ниже, чем в 2002-ом. Работники попросили повысить ее на 250 швейцарских франков (на 7%), в ответ прижимистые руководители Swissport согласились на прибавку в 100 франков (на 2,8%). Конечно, же это никого не устроило. Результат – периодически повторяющиеся забастовки хэндлингового персонала в Женеве.

Напрашиваются два вопроса. Первый — почему руководство Swissport позволяет себе занимать необоснованно жесткую позицию по отношению к своему техническому персоналу, к людям, которые обеспечивают компании доход и отвечают за безопасность полетов? Второй – почему руководство компании позволяет себе игнорировать интересы миллионов пассажиров, которые страдают от этих забастовок? Ответ – во втором абзаце статьи. «Эффект масштаба» в негативном смысле этого термина. Игнорировать интересы сотрудников и пассажиров Swissport позволяет себе потому, что является монополистом на этом рынке.

В 2006 году Swissport International Ltd. пришла и в Украину, приобретя 70,6% в хэндлинговой компании «Интеравиа», которая до этого на 100% принадлежала авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ). После сделки компанию переименовали в «Свисспорт Украина». В то время сама МАУ находилась в государственной собственности. А когда в 2011 году госпакет МАУ был продан, частный инвестор обнаружил, что вместе с вхождением Swissport в капитал «Интеравиа», МАУ был навязан трехгодичный договор на хэндлинговое обслуживание с расценками, которые, по мнению его руководства, ощутимо превышали рыночные. Можно только догадываться, чем руководствовались госчиновники его подписавшие.

Частный акционер МАУ первым делом предложил швейцарским партнерам по «Свисспорт Украина» привести ценовые условия договора к рыночным реалиям. Однако это предложение было отвергнуто. Столкнувшись с нежеланием сотрудничать, МАУ провела открытый тендер для выбора партнера по хэндлинговому обслуживанию. А когда в нем победила другая компания — «Аэро Хэндлинг», — швейцарские партнеры решили отреагировать, причем весьма своеобразно. В нарушение Устава и Договора участников ООО «Свисспорт Украина» они приняли одностороннее решение о размытии доли МАУ в «Свисспорт Украина».

В кругах специалистов по M&A подобные действия принято называть рейдерством. Как заявил управляющий партнер исследовательской компании «Актив-Групп» Андрей Еременко: «Попытка швейцарской компании Свисспорт Интернешенл нелегитимным способом уменьшить долю авиакомпании МАУ в уставном капитале «Свисспорт Украина» представляет собой типичное рейдерство и недопустима в цивилизованном правовом поле». Полное отсутствие правовой базы в действиях компании Swissport было доказано судами первой и апелляционной инстанций. Но юридическое противостояние продолжается.

В любом случае напрашивается вывод: если в Европе руководство Swissport International Ltd. предпочитает банально экономить на рядовых сотрудниках, то в Украине компания применяет двойные стандарты ведения бизнеса. Вряд ли в цивилизованной Европе она могла бы себе позволить заниматься «блэк-мейлом». Может, Swissport International считает Украину «третьим миром»?..

Источник: Голос Украины

Напечатать эту запись Напечатать эту запись
Александра Батий 17.05.2014 13:20.

Размещено в: Актуально, Экономика.

Ответить

Фотогалерея